Монастырь, подобный небу

Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих дивных живописных местах, где ныне красуется величественная Киево-Печерская лавра, шумел дремучий лес и бродили дикие звери. Такими увидел днепровские холмы инок Антоний, пришедший сюда со святой горы Афон, что в Греции. Еще в молодости Антипа, житель небольшого городка Любеча, что на Черниговщине, решил посвятить свою жизнь служению Богу и отправился сначала в Палестину, а затем – в один из афонских монастырей, где при постриге принял имя Антония. Однажды игумену монастыря пришло видение: Царица Небесная повелела отправить Антония в русские земли, чтобы там он обращал в христианскую веру всех желающих и творил чудеса, исцеляя людей от болезней. Так и случилось: монах Антоний в 1051 году покинул благодатную гору Афон и отправился в Киев. В дремучем лесу он отыскал пещеру, где раньше уединялся старец Илларион, и остался здесь на долгие годы.

Жизнь святого Антония была подвижнической. Он неустанно молился, лишал себя мирских радостей жизни, нередко отказывался от сна и еды. Услышав о нем, люди стали наведываться в пещерную келью. Сам киевский князь Изяслав пожаловал за благословением к старцу.

Слава о благочестивом Антонии молившемся за людей, вскоре распространилась по всей Руси. Многие приходили сюда жить и молиться рядом с отшельником. Так пришел к Антонию и Феодосий, которому в ту пору исполнилось 23 года. Этот юноша жил в богатой семье, но никак не мог смириться с желанием свое матери – женщина хотела, чтобы сын возглавил семейное дело, и верил не в силу Бога, а в силу денег. Она жестоко и незаслуженно наказывала юношу, мечтающего о служении Богу и людям. Понимая, что спорить с матерью бесполезно, Феодосий решил своим примером доказать ей силу Божию. Он сбежал из родного Василькова и стал преданным учеником и сподвижником Антония.

Вскоре в пещерах были устроены и первые храмы. Когда число братии достигло 12 человек, Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру. Она стала началом Ближних пещер (Антониевых). А старые пещеры с тех пор получили название Дальних (Феодосиевых).

Все больше и больше людей приходило в обитель, и вскоре Антоний испросил у великого киевского князя Изяслава всю гору над пещерами. Возникший здесь мужской монастырь получил название Печерского, а его игуменом назначили того самого Феодосия – первого ученика Антония. Кстати, со временем мать Феодосия пересмотрела свои взгляды и стала христианкой.

Когда число послушников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь – небольшой храм Успения Пресвятой Богородицы. Тогда монастырь получил и второе название – Свято-Успенский – в честь успения (усыпновения, тихой кончины) Девы Марии.

Монастырь, подобный небу

Лаврские чудеса

Многие из иноков были наделены особенными талантами. Сам Антоний не только исцелял людей, но и имел дар предсказывать будущее (например поражение русских войск в битве с половцами на реке Альте в 1066 году). Вместе со старцем Антонием лечил людей от недугов – духовных и физических – монах Агапит. Говорят, чудотворная сила и сейчас исходит от икон, написанных иноками-живописцами Алипием и Григорием. А благодаря усилиям Нестора Летописца, Никона Великого, Поликарпа и Симона история лавры и всей Руси нашла отражение в таких всем известных памятниках литературы: «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет».

А что же Антоний, с которого, собственно говоря, и началась Киево-Печерская обитель? Он умер 7 мая 1073 года. Из уст в уста передавали люди рассказ иноков о чудесах, случившихся в тот день. Перед своей кончиной Антоний поговорил с братией, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода... Мощи преподобного находятся под спудом (то есть не обретены по сей день).

После погребения в пещерах святого Антония здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров. Тело усопшего помещали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, затем замуровывали.

По сложившейся в Печерской обители традиции, через два года погребения открывались и костные останки переносили в специальные помещения – крипты. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Кстати, погребения в пещерах трех видов: под полом, в перпендикулярных коридорам персональных нишах-локулах и в криптах (помещения для нескольких погребений).

Согласно стародавним преданиям, в пещерах лавры покоятся мощи 123 Божьих угодников (такого количества прославленных святых нет ни в одном монастыре).

Если у вас появится возможность побывать в Киево-Печерской лавре, обязательно посетите древние пещеры: здесь чувствуется особая благодать. Длина Ближних пещер, открытых для посещения, – 383 м, Дальних – 293 м. Оба лабиринта залегают на глубине от 5 до 20 метров.

Успенский собор

Киево-Печерский мужской монастырь вскоре обрел статус лавры. Этот статус обычно получали очень большие и влиятельные монастыри, по размеру напоминающие небольшой городок со своими улочками (в переводе с греческого само слово «лавра» означает «улица»).

Территорию условно разделили на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI веке перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор.

На центральной площади Верхней лавры стоит главный храм монастыря – Успенский собор. История его строительства окутана чудесами. В 1073 году к Антонию и Феодосию, собиравшимся строить вместо деревянного храма новый, каменный, пришли зодчие-греки и спросили: «Где вы хотите строить церковь?» «Где Господь укажет», – ответили монахи. Греки изрекли: «Если вы узнали время своей кончины, почему доселе не выбрали место, дав нам за работу столько золота?» Преподобные удивились: они не знали, когда Бог заберет их, а зодчих видели впервые. Тогда греки рассказали им, как однажды к ним явились миловидные юноши со словами: «Зовет вас Царица во Влахерну». Придя туда, зодчие увидели Царицу в окружении воинов и услышали от Нее: «Хочу воздвигнуть Себе церковь на Руси в Киеве. Возьмите себе золота на три года». «К кому же нам там идти?» – спросили архитекторы. «К вот этим мужам – Антонию и Феодосию», – промолвила Богородица, указав на стоявших здесь людей с внешностью преподобных. «Тогда для чего нам даешь золото на три года? Прикажи этим мужам дать нам необходимое на пропитание», – сказали строители. Ответ был неожиданным: «Антоний, благословив начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосии – через год после него. Возьмите, сколько нужно, золота, а уж почту Я вас так, как никто не может, и дам вам то, чего ухо не слышало и на ум человеку не приходило». «Каково должно быть имя церкви?» – спросили зодчие. «В Мое имя». А затем Царица добавила: «Богородичной буде». Она велела мастерам выйти на открытое место, где им явился образ будущего храма.

Выслушав греков, Антоний ответил: «Мы никогда не выходили из монастыря. Звавшие вас юноши суть ангелы. Царица – Сама Пресвятая Богородица, ибо только Она и Сын Ее могут дать то, что вам обещано. Что же касается нашего сходства с вручившими вам золото – один Господь ведает. Три дня пребудем в молитве – и Бог явит нам место для храма».

И по преданию, Господь указал им место для строительства Успенского собора – образовались даже начатки рвов под фундаменты. Строительство храма тоже сопровождалось божественными знамениями и чудесами. А в 1809 году во время освящения собора взметнулся к его своду белый голубь и чудодейственно проявился на стене образ главной храмовой иконы – Успения Божией Матери.

Тяжелейшие испытания выпали на долю Великой лаврской церкви. Вражеские нашествия, землетрясения и пожары неоднократно разрушали храм. Но монахи упорно отстраивали святыню. С приходом советской власти многое изменилось. Лавра была превращена в музейный комплекс. К началу 1930 года мужской монастырь ликвидировали. Часть братии расстреляли, других же отправили в тюрьму или сослали.

А 3 ноября 1941 года произошло еще одно трагическое событие в истории лавры – был взорван собор Успения Богородицы. До сих пор неизвестно, кто это сделал: фашисты или партизаны. Лишь в 2000 году главный храм Киево-Печерской лавры был восстановлен. Сейчас в праздничные и выходные дни там проходят богослужения. Двери храма открыты для всех. А когда служба заканчивается, торжественно звучат колокола лаврской звонницы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Великая звонница

Звонницу, это строгое архитектурное сооружение, давно сравнивают со знаменитой Пизанской башней. Дело в том, что главная лаврская колокольня при высоте 96,5 м наклонена в северо-восточном направлении на 62 см. Однако, в отличие от Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», то есть ее наклон не увеличивается.

Согласно преданию, великая звонница по мере ее возведения все глубже входила в землю. Когда же строительство закончили, сооружение в одну ночь чудесным образом вышло из недр земли. Ее строителями считают 12 братьев-греков – талантливых мастеров, похороненных в лабиринте Ближних пещер. Куранты, украсившие звонницу в 1903 году, исправно отбивают каждую четверть часа. А колокольный звон по-прежнему звучит над днепровскими холмами, вселяя веру во спасение человеческой души.

Большая Лаврская колокольня

Святые источники

На территории Нижней лавры, около Ближних пещер, находятся две часовенки, построенные над колодцами, выкопанными в давние времена преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Возле часовен всегда много людей, большинство с благоговением пьют святую воду. Говорят, она способна избавить от любых хворей (особенно полезна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата) и даже помогает исполнять заветные желания.

Интересно, что, несмотря на близкое расстояние, вода из этих колодцев разная на вкус. Говорят, во вкусе воды проявилась разница характеров Антония и Феодосия – основателей русского иночества. Святой Антоний отличался особой душевной теплотой и мог рыдать, узнав о горестях человеческих, поэтому вода из его колодца – мягкая. Святой Феодосий был игуменом, и иногда ему приходилось проявлять твердость характера, вразумлять строптивых братьев, из-за этого вода из его колодца – жесткая.

Каждый богомолец, посетивший Киев, обязательно брал с собой в обратный путь воду из лаврских колодцев. Даже в годы советской власти к источникам тайком приходу люди. Правда, в послевоенное время на территории Верхней лавры находился Музей атеизма.

По рассказам старожилов, какая-то неведомая (возможно, дьявольская?) сила заставляла экскурсии атеистов подходить к колодцам. И безбожники, чтобы доказать свое неверие, бросали в святую воду разный мусор. Верующие решили переоборудовать колодцы, выполнив их в виде колонок с насосом.

После закрытия монастыря в 1960 году люди продолжали ходить в лавру за святой водой. И как-то раз, на Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами строилась огромная очередь. На следующий день власти бульдозерами заровняли место источников, а сверху разбитого основания проложили канализационную трубу.

Как только в лавре возродили монашескую жизнь, начали искать место, где находились колодцы Антония и Феодосия. После долгих поисков братии удалось под грудой строительного мусора обнаружить плитку, которой было выложено основание источников. И сегодня каждый из нас может подойти к старинным колодцам, вырытым основателями Киево-Печерской лавры, попробовать святую воду на вкус, умыть лицо и даже набрать ее в бутылочку, чтобы привезти близким или родственникам. Между прочим, с целью сохранения здоровья можно посетить церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» (она находится рядом со святыми источниками), где в половине девятого в будние дни служится молебен о здравии. По окончании на каждого молящегося надевают шапочку преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого хранятся в Ближних пещерах. Многим это дарует исцеление и счастливые перемены в судьбе.

Часовня над источником Святого Антония

Главы мироточащие

О чудесах мироточения мы можем прочитать в древнем «Киево-Печерском патерике»: «Нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божьим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром».

По преданию, в те времена, когда мужской монастырь на территории лавры был закрыт, головы святых перестали источать миро. А в 1990 году, когда Ближние и Дальние пещеры возвратили монахам, свершилось чудо: хранимые там главы святых снова стали мироточить.

Имена святых, чьи главы хранятся в пещерах, давно забылись. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе римскому, ученику апостола Петра, сосланному в I веке в каменоломни близ Херсонеса.

Сегодня в пещерном храме преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах проводят молебен с чтением акафиста всем преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают маслом от мироточивых глав.

Когда оказываешься на территории лавры, чувствуешь себя по-особенному: кажется, что здесь легче дышать, а проблемы становятся мелкими и незначительными. Почему? Киевляне знают: место намоленное, да к тому же, если заходишь в монастырь через центральный вход, проходишь под аркой Троицкой церкви. Считается, что, если пройти под ней дважды – зайти на территорию лавры и выйти, – каждый человек станет чище и избавится от грехов. К слову, Троицкой надвратной церкви более 900 лет. Это единственный из лаврских наземных храмов, который ни разу не был разрушен и сохранился в первоначальном виде.

Миро из дальних пещер: по данным ученых

Возобновление деятельности православного монастыря на территории Киево-Печерской лавры в районе Дальних пещер привело к удивительному событию – три мироточивые главы начали источать миро. Верующие сочли это особым знаком, знамением Божиим.

Ученые, разумеется, с разрешения Святой Церкви, провели химический анализ образцов, «взятых из чаш с мироточивыми главами». Это исследование было произведено в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института. В результатах простому люду разобраться сложно. Но интересна последняя строка, вывод: «Такой показатель свойственен только живому организму».

Другими словами, феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут. Для верующих же – это действие Божией благодати.

Чудеса лавры

Киево-Печерская лавра находится на шестой позиции в списке самых красивых храмов мира. А в конкурсе на лучшие семь чудес Украины, по мнению уважаемых экспертов, она заняла первое место.

Святые врата – главный вход в лавру. По легенде, «тот, кто пройдет сквозь эти врата, очистится от половины своих грехов». Если человек спотыкался или, оступившись, падал, считалось, что у него грехов слишком много – они тянут его вниз.

Мощи Ильи Муромца. Сказания о былинном богатыре все слышали еще в детстве. Но немногие знают, что Илья почил в Киево-Печерской лавре, где в Дальних пещерах покоятся его мощи. Нетленные останки древнерусского героя знамениты не только поистине богатырскими размерами, но и чудесным возвращением сил немощным. Издавна люди, особенно мужского пола, просят у Ильи крепкого здоровья и сил. Его мощи также исцеляют тех, кто страдает болезнями позвоночника.

Еще одно из несомненных чудес лавры – шапка Марка Пещерника. Ее вес составляет 4 кг, и хранится она в Ближних пещерах. Уникальность этой шапки в том, что после молебна страждущие прихожане могут надеть ее: она исцелит и поможет. Считается, шапка забирает в себя все негативное, убирает сглазы, порчи, беды, взамен наполняя человека чистой энергией.

В лавре немало чудотворных икон. Паломники уверены, что лики способны исцелить от любых болезней. Икона Пантелеймона, в которой есть частички его мощей, помогает слепым прозреть, а также излечиться от множества недугов, в частности от онкологических заболеваний, болезней крови, почек, сердечно-сосудистых и нервных.

Икона Божией Матери «Печерская похвала» известна тем, что в нее вставлены фрагменты мощей Печерских святых. Исцеляет от болезней крови, эндокринной системы.

О даровании детей молятся святому мученику младенцу Иоанну (его мощи находятся в Ближних пещерах) и перед иконой святых и праведных Богоотцов Иоакима и Иоанны, расположенной в Дальних пещерах в Анно-Зачатьевском храме.

Источник «Слезы Пресвятой Богородицы» исцеляет от всех недугов. Во время страшной эпидемии пастухам явилась Богородица, на месте, где она стояла, бил родник. Выпив воды, пастухи тотчас исцелились.

 

Поиск по сайту