Монастырь, подобный небу
Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих дивных живописных местах, где ныне красуется величественная Киево-Печерская лавра, шумел дремучий лес и бродили дикие звери. Такими увидел днепровские холмы инок Антоний, пришедший сюда со святой горы Афон, что в Греции. Еще в молодости Антипа, житель небольшого городка Любеча, что на Черниговщине, решил посвятить свою жизнь служению Богу и отправился сначала в Палестину, а затем – в один из афонских монастырей, где при постриге принял имя Антония. Однажды игумену монастыря пришло видение: Царица Небесная повелела отправить Антония в русские земли, чтобы там он обращал в христианскую веру всех желающих и творил чудеса, исцеляя людей от болезней. Так и случилось: монах Антоний в 1051 году покинул благодатную гору Афон и отправился в Киев. В дремучем лесу он отыскал пещеру, где раньше уединялся старец Илларион, и остался здесь на долгие годы.
Жизнь святого Антония была подвижнической. Он неустанно молился, лишал себя мирских радостей жизни, нередко отказывался от сна и еды. Услышав о нем, люди стали наведываться в пещерную келью. Сам киевский князь Изяслав пожаловал за благословением к старцу.
Слава о благочестивом Антонии молившемся за людей, вскоре распространилась по всей Руси. Многие приходили сюда жить и молиться рядом с отшельником. Так пришел к Антонию и Феодосий, которому в ту пору исполнилось 23 года. Этот юноша жил в богатой семье, но никак не мог смириться с желанием свое матери – женщина хотела, чтобы сын возглавил семейное дело, и верил не в силу Бога, а в силу денег. Она жестоко и незаслуженно наказывала юношу, мечтающего о служении Богу и людям. Понимая, что спорить с матерью бесполезно, Феодосий решил своим примером доказать ей силу Божию. Он сбежал из родного Василькова и стал преданным учеником и сподвижником Антония.
Вскоре в пещерах были устроены и первые храмы. Когда число братии достигло 12 человек, Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру. Она стала началом Ближних пещер (Антониевых). А старые пещеры с тех пор получили название Дальних (Феодосиевых).
Все больше и больше людей приходило в обитель, и вскоре Антоний испросил у великого киевского князя Изяслава всю гору над пещерами. Возникший здесь мужской монастырь получил название Печерского, а его игуменом назначили того самого Феодосия – первого ученика Антония. Кстати, со временем мать Феодосия пересмотрела свои взгляды и стала христианкой.
Когда число послушников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь – небольшой храм Успения Пресвятой Богородицы. Тогда монастырь получил и второе название – Свято-Успенский – в честь успения (усыпновения, тихой кончины) Девы Марии.
Лаврские чудеса
Многие из иноков были наделены особенными талантами. Сам Антоний не только исцелял людей, но и имел дар предсказывать будущее (например поражение русских войск в битве с половцами на реке Альте в 1066 году). Вместе со старцем Антонием лечил людей от недугов – духовных и физических – монах Агапит. Говорят, чудотворная сила и сейчас исходит от икон, написанных иноками-живописцами Алипием и Григорием. А благодаря усилиям Нестора Летописца, Никона Великого, Поликарпа и Симона история лавры и всей Руси нашла отражение в таких всем известных памятниках литературы: «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет».
А что же Антоний, с которого, собственно говоря, и началась Киево-Печерская обитель? Он умер 7 мая 1073 года. Из уст в уста передавали люди рассказ иноков о чудесах, случившихся в тот день. Перед своей кончиной Антоний поговорил с братией, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода... Мощи преподобного находятся под спудом (то есть не обретены по сей день).
После погребения в пещерах святого Антония здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров. Тело усопшего помещали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, затем замуровывали.
По сложившейся в Печерской обители традиции, через два года погребения открывались и костные останки переносили в специальные помещения – крипты. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Кстати, погребения в пещерах трех видов: под полом, в перпендикулярных коридорам персональных нишах-локулах и в криптах (помещения для нескольких погребений).
Согласно стародавним преданиям, в пещерах лавры покоятся мощи 123 Божьих угодников (такого количества прославленных святых нет ни в одном монастыре).
Если у вас появится возможность побывать в Киево-Печерской лавре, обязательно посетите древние пещеры: здесь чувствуется особая благодать. Длина Ближних пещер, открытых для посещения, – 383 м, Дальних – 293 м. Оба лабиринта залегают на глубине от 5 до 20 метров.
Успенский собор
Киево-Печерский мужской монастырь вскоре обрел статус лавры. Этот статус обычно получали очень большие и влиятельные монастыри, по размеру напоминающие небольшой городок со своими улочками (в переводе с греческого само слово «лавра» означает «улица»).
Территорию условно разделили на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI веке перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор.
На центральной площади Верхней лавры стоит главный храм монастыря – Успенский собор. История его строительства окутана чудесами. В 1073 году к Антонию и Феодосию, собиравшимся строить вместо деревянного храма новый, каменный, пришли зодчие-греки и спросили: «Где вы хотите строить церковь?» «Где Господь укажет», – ответили монахи. Греки изрекли: «Если вы узнали время своей кончины, почему доселе не выбрали место, дав нам за работу столько золота?» Преподобные удивились: они не знали, когда Бог заберет их, а зодчих видели впервые. Тогда греки рассказали им, как однажды к ним явились миловидные юноши со словами: «Зовет вас Царица во Влахерну». Придя туда, зодчие увидели Царицу в окружении воинов и услышали от Нее: «Хочу воздвигнуть Себе церковь на Руси в Киеве. Возьмите себе золота на три года». «К кому же нам там идти?» – спросили архитекторы. «К вот этим мужам – Антонию и Феодосию», – промолвила Богородица, указав на стоявших здесь людей с внешностью преподобных. «Тогда для чего нам даешь золото на три года? Прикажи этим мужам дать нам необходимое на пропитание», – сказали строители. Ответ был неожиданным: «Антоний, благословив начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосии – через год после него. Возьмите, сколько нужно, золота, а уж почту Я вас так, как никто не может, и дам вам то, чего ухо не слышало и на ум человеку не приходило». «Каково должно быть имя церкви?» – спросили зодчие. «В Мое имя». А затем Царица добавила: «Богородичной буде». Она велела мастерам выйти на открытое место, где им явился образ будущего храма.
Выслушав греков, Антоний ответил: «Мы никогда не выходили из монастыря. Звавшие вас юноши суть ангелы. Царица – Сама Пресвятая Богородица, ибо только Она и Сын Ее могут дать то, что вам обещано. Что же касается нашего сходства с вручившими вам золото – один Господь ведает. Три дня пребудем в молитве – и Бог явит нам место для храма».
И по преданию, Господь указал им место для строительства Успенского собора – образовались даже начатки рвов под фундаменты. Строительство храма тоже сопровождалось божественными знамениями и чудесами. А в 1809 году во время освящения собора взметнулся к его своду белый голубь и чудодейственно проявился на стене образ главной храмовой иконы – Успения Божией Матери.
Тяжелейшие испытания выпали на долю Великой лаврской церкви. Вражеские нашествия, землетрясения и пожары неоднократно разрушали храм. Но монахи упорно отстраивали святыню. С приходом советской власти многое изменилось. Лавра была превращена в музейный комплекс. К началу 1930 года мужской монастырь ликвидировали. Часть братии расстреляли, других же отправили в тюрьму или сослали.
А 3 ноября 1941 года произошло еще одно трагическое событие в истории лавры – был взорван собор Успения Богородицы. До сих пор неизвестно, кто это сделал: фашисты или партизаны. Лишь в 2000 году главный храм Киево-Печерской лавры был восстановлен. Сейчас в праздничные и выходные дни там проходят богослужения. Двери храма открыты для всех. А когда служба заканчивается, торжественно звучат колокола лаврской звонницы.
Великая звонница
Звонницу, это строгое архитектурное сооружение, давно сравнивают со знаменитой Пизанской башней. Дело в том, что главная лаврская колокольня при высоте 96,5 м наклонена в северо-восточном направлении на 62 см. Однако, в отличие от Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», то есть ее наклон не увеличивается.
Согласно преданию, великая звонница по мере ее возведения все глубже входила в землю. Когда же строительство закончили, сооружение в одну ночь чудесным образом вышло из недр земли. Ее строителями считают 12 братьев-греков – талантливых мастеров, похороненных в лабиринте Ближних пещер. Куранты, украсившие звонницу в 1903 году, исправно отбивают каждую четверть часа. А колокольный звон по-прежнему звучит над днепровскими холмами, вселяя веру во спасение человеческой души.
Святые источники
На территории Нижней лавры, около Ближних пещер, находятся две часовенки, построенные над колодцами, выкопанными в давние времена преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Возле часовен всегда много людей, большинство с благоговением пьют святую воду. Говорят, она способна избавить от любых хворей (особенно полезна при заболеваниях опорно-двигательного аппарата) и даже помогает исполнять заветные желания.
Интересно, что, несмотря на близкое расстояние, вода из этих колодцев разная на вкус. Говорят, во вкусе воды проявилась разница характеров Антония и Феодосия – основателей русского иночества. Святой Антоний отличался особой душевной теплотой и мог рыдать, узнав о горестях человеческих, поэтому вода из его колодца – мягкая. Святой Феодосий был игуменом, и иногда ему приходилось проявлять твердость характера, вразумлять строптивых братьев, из-за этого вода из его колодца – жесткая.
Каждый богомолец, посетивший Киев, обязательно брал с собой в обратный путь воду из лаврских колодцев. Даже в годы советской власти к источникам тайком приходу люди. Правда, в послевоенное время на территории Верхней лавры находился Музей атеизма.
По рассказам старожилов, какая-то неведомая (возможно, дьявольская?) сила заставляла экскурсии атеистов подходить к колодцам. И безбожники, чтобы доказать свое неверие, бросали в святую воду разный мусор. Верующие решили переоборудовать колодцы, выполнив их в виде колонок с насосом.
После закрытия монастыря в 1960 году люди продолжали ходить в лавру за святой водой. И как-то раз, на Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами строилась огромная очередь. На следующий день власти бульдозерами заровняли место источников, а сверху разбитого основания проложили канализационную трубу.
Как только в лавре возродили монашескую жизнь, начали искать место, где находились колодцы Антония и Феодосия. После долгих поисков братии удалось под грудой строительного мусора обнаружить плитку, которой было выложено основание источников. И сегодня каждый из нас может подойти к старинным колодцам, вырытым основателями Киево-Печерской лавры, попробовать святую воду на вкус, умыть лицо и даже набрать ее в бутылочку, чтобы привезти близким или родственникам. Между прочим, с целью сохранения здоровья можно посетить церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» (она находится рядом со святыми источниками), где в половине девятого в будние дни служится молебен о здравии. По окончании на каждого молящегося надевают шапочку преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого хранятся в Ближних пещерах. Многим это дарует исцеление и счастливые перемены в судьбе.
Главы мироточащие
О чудесах мироточения мы можем прочитать в древнем «Киево-Печерском патерике»: «Нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божьим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром».
По преданию, в те времена, когда мужской монастырь на территории лавры был закрыт, головы святых перестали источать миро. А в 1990 году, когда Ближние и Дальние пещеры возвратили монахам, свершилось чудо: хранимые там главы святых снова стали мироточить.
Имена святых, чьи главы хранятся в пещерах, давно забылись. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе римскому, ученику апостола Петра, сосланному в I веке в каменоломни близ Херсонеса.
Сегодня в пещерном храме преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах проводят молебен с чтением акафиста всем преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают маслом от мироточивых глав.
Когда оказываешься на территории лавры, чувствуешь себя по-особенному: кажется, что здесь легче дышать, а проблемы становятся мелкими и незначительными. Почему? Киевляне знают: место намоленное, да к тому же, если заходишь в монастырь через центральный вход, проходишь под аркой Троицкой церкви. Считается, что, если пройти под ней дважды – зайти на территорию лавры и выйти, – каждый человек станет чище и избавится от грехов. К слову, Троицкой надвратной церкви более 900 лет. Это единственный из лаврских наземных храмов, который ни разу не был разрушен и сохранился в первоначальном виде.
Миро из дальних пещер: по данным ученых
Возобновление деятельности православного монастыря на территории Киево-Печерской лавры в районе Дальних пещер привело к удивительному событию – три мироточивые главы начали источать миро. Верующие сочли это особым знаком, знамением Божиим.
Ученые, разумеется, с разрешения Святой Церкви, провели химический анализ образцов, «взятых из чаш с мироточивыми главами». Это исследование было произведено в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института. В результатах простому люду разобраться сложно. Но интересна последняя строка, вывод: «Такой показатель свойственен только живому организму».
Другими словами, феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут. Для верующих же – это действие Божией благодати.
Чудеса лавры
Киево-Печерская лавра находится на шестой позиции в списке самых красивых храмов мира. А в конкурсе на лучшие семь чудес Украины, по мнению уважаемых экспертов, она заняла первое место.
Святые врата – главный вход в лавру. По легенде, «тот, кто пройдет сквозь эти врата, очистится от половины своих грехов». Если человек спотыкался или, оступившись, падал, считалось, что у него грехов слишком много – они тянут его вниз.
Мощи Ильи Муромца. Сказания о былинном богатыре все слышали еще в детстве. Но немногие знают, что Илья почил в Киево-Печерской лавре, где в Дальних пещерах покоятся его мощи. Нетленные останки древнерусского героя знамениты не только поистине богатырскими размерами, но и чудесным возвращением сил немощным. Издавна люди, особенно мужского пола, просят у Ильи крепкого здоровья и сил. Его мощи также исцеляют тех, кто страдает болезнями позвоночника.
Еще одно из несомненных чудес лавры – шапка Марка Пещерника. Ее вес составляет 4 кг, и хранится она в Ближних пещерах. Уникальность этой шапки в том, что после молебна страждущие прихожане могут надеть ее: она исцелит и поможет. Считается, шапка забирает в себя все негативное, убирает сглазы, порчи, беды, взамен наполняя человека чистой энергией.
В лавре немало чудотворных икон. Паломники уверены, что лики способны исцелить от любых болезней. Икона Пантелеймона, в которой есть частички его мощей, помогает слепым прозреть, а также излечиться от множества недугов, в частности от онкологических заболеваний, болезней крови, почек, сердечно-сосудистых и нервных.
Икона Божией Матери «Печерская похвала» известна тем, что в нее вставлены фрагменты мощей Печерских святых. Исцеляет от болезней крови, эндокринной системы.
О даровании детей молятся святому мученику младенцу Иоанну (его мощи находятся в Ближних пещерах) и перед иконой святых и праведных Богоотцов Иоакима и Иоанны, расположенной в Дальних пещерах в Анно-Зачатьевском храме.
Источник «Слезы Пресвятой Богородицы» исцеляет от всех недугов. Во время страшной эпидемии пастухам явилась Богородица, на месте, где она стояла, бил родник. Выпив воды, пастухи тотчас исцелились. |